Ни разу не приходило в голову послушать «Волшебную флейту» или хотя бы погуглить либретто.
Бабушка, когда мне было 11, однажды между делом сказала, что Моцарт закамуфлировал туда масонскую символику.
Сегодня я открыла википедию: действительно, закамуфлировал. И, как я имею основания сильно подозревать, выгреб с обеих сторон: от публики за то, что »вечно эти геи навязывают свои гейские масонские штучки», а от масонов - за то, что нарушил приватность и показал «масонские штучки» публике, хотя должен был молчать в ветошь.
Я не люблю классическую оперу, её тяжело и нередко смешно слушать, её эстетика голоса очень далека от привычной, но это грустный смех. Я слышу и думаю, что через четыреста лет кто-то будет громко хохотать или морщиться от манеры пения Честера или Марко, и в этом не будет ни необразованности, ни снобизма, ни демонстративного отвергания — а просто искренняя инаковость. Сформированная за несколько веков, не появившаяся «ниоткуда», просто выросшая органически, как сталактит. И каждая эпоха обречена так смеяться и быть потом высмеянной.
А потом, спустя еще несколько миллиардов дней и ночей, — придут те люди, которые изумятся и отнесутся к опере 18 века как к древнеегипетской иероглифике. Увидев, услышав и залюбовавшись с нуля. И это тоже будут невыносимо другие люди.